В саду. Гурзуф. 1914

В саду. ГурзуфВ картине отразилась тенденция к нарастанию декоративизма в станковой живописи Коровина середины 1910-х годов. Сцена с фигурами в залитом светом пейзажном “интерьере” – один из излюбленных мотивов импрессионизма (К.Моне, "Завтрак на траве", 1866, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва). Но перенесение внимания с изображения предметов и фигур на выразительный узор разноцветных пятен света и теней свидетельствует о появлении экспрессионистических черт в творчестве мастера. Лица почти неотличимы от букетов цветов, а зеленые садовые скамейки, обрамляющие стол, воспринимаются продолжением ветвей.

Контрасты света и тени предельно сгущаются. Пурпурные, бордовые, синие, фиолетовые тени проникают во все фрагменты изображения, усиливая интенсивность бело-желтых солнечных бликов. На светлых поверхностях оттенки теней высветляются, становятся голубыми и сиреневыми. Особенно разнообразен зеленый цвет, переходящий то в синий, то в желтый.
Сплетения бликов и теней, создающих своего рода маскировочную сетку на поверхности картины, разыгрывают беспредметную увертюру к основной мизансцене. Цветовые пятна воспринимаются как самодостаточные элементы изображения благодаря рельефной пастозной фактуре, делающей их повышенно-осязаемыми. Художник варьирует направление и темп мазков. Они плавно стекают по белому платью стоящей фигуры, стремительно скользят по диагонали на поверхности скатерти, "вспархивают" с земли, как стайка птиц. Повсюду идет столкновение различных цветовых зон. Они скапливаются в сгустки и разрываются на множество всплесков.
В целом полотно производит хаотичное впечатление, рождает эффект некой избыточной пестроты, разрушающей гармонию и вносящей беспокойство, оставляет у зрителя чувство эмоциональной взвинченности, вступающей в противоречие с идиллическим сюжетом.

 




4_1.jpg

Запуск проекта

Мы рады приветствовать Вас на сайте, который приурочен к выставке "Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения".