Северная идиллия. 1902

ЗСеверная идиллияамысел картины зародился у Коровина в процессе оформления спектаклей на фольклорную тему в Абрамцеве. Сюжет навеян оперой “Снегурочка” по мотивам пьесы А.Н.Островского. В работе получили отражение эксперименты художника в области новаторского понимания задач театрально-декорационного искусства. Здесь у него впервые появляется столь мощный контраст зеленого, красного и белого цветов. Это излюбленное в народе сочетание подчеркивает связь между национальным чувством красоты и природой. Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревцами. В живописной манере ощущается эклектичность – детализированное изображение пейзажа соединяется с широкими, обобщенными цветовыми пятнами фигур. Размашистая манера письма возникает у Коровина под влиянием увлечения творчеством шведского импрессиониста А.Цорна.

Можно выделить две работы, близкие к “Северной идиллии”: “Ручей” (1888, ГТГ) и этюд “Северная идиллия” (начало 1890-х, ГРМ), в котором размашистая, импульсивная манера письма объединяет фигуры и пейзаж.
Поверхность травы на картине покрыта узорчатой сеткой ромашек. Плавные диагональные ритмы пейзажа словно аккомпанируют основной мизансцене. Пастушок играет на свирели, девушки погружены в звуки незатейливой задумчивой мелодии. Кажется, что и природа притихла, заслушавшись. В работе найдена необычная жанровая форма – идиллия, некое бессобытийное поэтически-созерцательное произведение.
Цветовое решение и приемы стилизации форм, найденные Коровиным в этой композиции, будут впоследствии использованы художниками неорусского стиля – А.Е.Архиповым, Ф.А.Малявиным, С.В.Малютиным, Н.К.Рерихом, И.Я.Билибиным.

 




4_1.jpg

Запуск проекта

Мы рады приветствовать Вас на сайте, который приурочен к выставке "Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения".