Живопись

А.П. Гусарова

“Мое пение за жизнь, за радость...”

Живопись Константина Коровина
 

8633_cr_0.JPGКонстантин Алексеевич Коровин – признанный классик русской живописи. Третьяковская галерея еще при жизни художника пристально год за годом следила за эволюцией его творчества, стараясь не пропустить какого-либо достойного произведения, восполняя пробелы специальными поисками. Этот процесс был прерван эмиграцией Коровина во Францию и вновь возобновился в 1960-е годы. Можно сказать, выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника, состоявшаяся в 1961-м в Москве, Ленинграде и Киеве, вернула его наследие зрителям.

Однако история признания творчества мастера в России не была безоблачной. Воспитанный в духе передвижнического реализма, с его любовью к родной земле и ее народу, Коровин, тем не менее, в сообществе с В.А.Серовым, И.И.Левитаном, М.А.Врубелем, М.В.Нестеровым, другими сверстниками и друзьями выступил в 1880-х против господствовавших направлений в русском искусстве второй половины ХIХ века, то есть против позднего передвижничества и академизма, которые молодые художники считали тормозом на пути развития новейших течений в живописи. Эти молодые реформаторы почти на десятилетие опередили других, более громких ниспровергателей рутины – петербуржцев “Мира искусства”.

docheri shalyapina.JPG

Коровин и его друзья искали новые формы и краски для выражения современного мироощущения. В их творчестве на смену интересу к унылой прозе приземленного быта, окрашенному благородным чувством сострадания к бесправному и нищему народу, пришло ощущение красоты и поэзии мира и человека, непознанности их таинственной души.

Импрессионизм открыл ценность мгновенного впечатления, изменчивость света, преображающего предметный мир, увидел его радостное многоцветье, синие тени, открыл красоту фактуры живописной поверхности. Символизм стал искать выражения тайны сущего, ощутил его двоемирие. Красота стала едва ли не главным критерием ценности искусства. Возникла потребность внести ее в повседневный быт, начались поиски большого стиля эпохи, нового национального стиля. Все эти направления появились в России одновременно и в большей или меньшей степени оказали влияние на творчество отечественных реформаторов, названных декадентами.

Коровин рано прослыл импрессионистом во многом в силу особенностей своей натуры – импульсивности и неусидчивости, любви к жизни, ее краскам, нюансам цвета, пристрастия к чистой живописи, “живописи для живописи только”. Сам он протестовал против ярлыка “импрессионист”: “Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я. ...У меня нет направления и нет моды – нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость – это язычество. Оттого-то я люблю... искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму, и в театре я сделал праздник глаза и поэзию – картины ноктюрна, почти романс, почти музыку…”.

most_1_0.JPGХудожник сетовал на то, что во Франции его считают эпигоном импрессионизма и полагают, что в его искусстве мало национального. Коровин, конечно же, не мог остаться безучастным к французскому импрессионизму, но не меньшее, если не большее влияние на него оказали великие старые мастера Франсиско Гойя, Диего Веласкес, Камиль Коро, Теодор Руссо и Шарль-Франсуа Добиньи, а также современники – Андерс Цорн, Джеймс Уистлер. Таковы были вкусы и пристрастия русского импрессионизма, для которого всегда оставалась важной содержательность. В новые времена содержание живописи изменилось – передвижническая литературность уступила место душе, музыке, поэзии.

Коровин был необыкновенно талантлив, прежде всего, как колорист. «Он – сама живопись, олицетворение живописных начал творчества художника, и именно той ее стороны, про которую В.И.Суриков говорил: “Колорист – художник. Не колорист – не художник”.

idillia_0.JPGПо многообразию дарований Коровина можно сравнить с мастерами Возрождения. Он пробовал силы в архитектуре и прикладном искусстве, был театральным художником и писателем. Значительный вклад Коровин внес в искания нового национального стиля и синтеза искусств, в первую очередь как создатель выставочных павильонов, в которых единому неорусскому стилю подчинялись все составляющие: архитектура, декоративные панно, предметы прикладного искусства...

 

 

Полный вариант публикации Вы найдёте в каталоге "Константин Коровин. Живопись. Театр", а также в одноименном электронном издании.




4_1.jpg

Запуск проекта

Мы рады приветствовать Вас на сайте, который приурочен к выставке "Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения".