Биография Константина Коровина

Константин Коровин родился в Москве, в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).

Портрет неизвестной в красном. 1885. Холст на картоне, маслоВ раннем творчестве Коровина особенно заметно влияние его учителей А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. На подмосковной даче Поленова начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как "Настурции" (1888), "За чайным столом" (1888) (обе – музей-заповедник Поленова), "В лодке". Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине "Портрет хористки".

С конца 1880-х годов К.Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине "На даче". В работах художника конца 1890-х годов ("Бумажные фонари", 1896. ГТГ; "У купальни", 1890-е. Частное собрание) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.

j_1499.jpg

Совершая поездки в Париж, Константин Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. ("Париж. Бульвар Капуцинок", 1902, 1906 и 1911; "Париж утром", 1906. Все – ГТГ). В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М.А.Дурново, общался с поэтом К.Д.Бальмонтом. В эти годы он написал картины "Северная идиллия" (1892, ГТГ) и "Муза" (1890-е, ГТГ).

Коровина наряду с А.Я.Головиным, С.В.Малютиным, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора у К.Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С.И.Мамонтова. В 1900 К.Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой, балетных танцоров С.В.Федоровой, Е.В.Гельцер, драматических актеров А.П.Ленского, М.Н.Ермоловой, заслужили общее признание.
 

1512.jpgВажным в творческой биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов, С.А.Виноградов, М.Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр – ноктюрн.

Крымские пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1904 году художник приехал навестить в Ялту тяжело болевшего А.П.Чехова ("Кафе в Ялте"), а чуть позже приобрел участок земли на берегу гурзуфского залива. По проекту К.Коровина в 1910 году была построена вилла "Саламбо", откуда открывался красивый вид на море ("Балкон в Крыму", 1910. Ульяновский областной художественный музей). Впечатления от крымских базаров с их богатством и красочностью послужили поводом для создания натюрмортов ("Рыбы, вино и фрукты", 1916 и 1917. Обе – ГТГ, "Рыбы", 1916. ГРМ).

 
Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор. В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона "Крайний Север" Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С.И.Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию К.Коровина и В.Серова на Север в 1894 году. Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению С.И.Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году были переданы Третьяковской галерее. В большой картине "Гаммерфест. Северное сияние" (1894–1895. ГТГ) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.)

j_1221.jpg

После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К.Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне. В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом – портреты близких друзей: "Портрет Ф.И.Шаляпина" (1921. ГЦММК им. М.И.Глинки), "Портрет Е.Б.Вахтангова" (1922. Музей-квартира Е.Б.Вахтангова) и др. В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни.

 




4_1.jpg

Запуск проекта

Мы рады приветствовать Вас на сайте, который приурочен к выставке "Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения".